пятница, 16 октября 2015 г.

«Голодные дети сожрут все» Ученица 11 класса о том, почему невозможно питаться в школьной столовой

    Не так давно до России дошла мода на здоровое и правильное питание. При этом отечественные школы (как это с ними часто бывает) оказываются в стороне от модного тренда, продолжая кормить детей чем попало. Ученица 11 класса Евгения Павленок с цифрами, фактами и примерами из жизни показывает, сколько вреда может принести обычная школьная столовая. 
 
   Я учусь в 11-м классе московской гимназии, ежегодно занимающей неплохие места в различных топах и рейтингах. И все у нас в школе, казалось бы, благополучно. Учителя интересные, публика в целом приличная, одного я не могу понять, почему всем наплевать на то, что и как мы едим. Нет, не совсем, конечно, наплевать: школа периодически меняет «главных по тарелочкам» (то есть поставщиков и поваров), но основные принципы организации школьного питания остаются прежними. Я и раньше недолюбливала школьную столовку, но после того, как начала интересоваться здоровым питанием и следить за фигурой, стала носить еду в контейнере и дорогу в столовую практически забыла. Хотя с начала учебного года я все же пару раз туда заходила, возможно, просто для того, чтобы еще раз убедиться — ничего не изменилось.

    Мне кажется, что девиз большинства школьных столовых: «Голодные дети сожрут все!»
   Да-да. Именно «сожрут». И именно этим принципом руководствуются при приготовлении большинства блюд. Растущие организмы, расходующие к тому же много энергии на интеллектуальный труд и подгоняемые волчьим аппетитом (особенно мальчишки), не будут особо раздумывать над тем, что они едят. И уж тем более не станут размышлять о том, как это соотносится с принципами здорового питания.
   Добавлю также, что у нас в школе не предусмотрено ничего для аллергиков, вегетарианцев и других детей, которым по разным причинам требуется особое питание. Хотя сделать это на самом деле было бы не так уж сложно (чем мы хуже Европы?).
   В качестве альтернативы основному меню в нашей школе представлен широкий ассортимент хлебобулочных изделий. Не ешь мясо? Ненавидишь гречку? Купи плюшку и заглуши свое чувство голода. Что такое две-три плюшки для организма — никого не волнует. Лишь бы дети не упали в голодные обмороки.
   И вот еще: с недавних пор у нас в гимназии по какой-то причине принуждают покупать обед полностью. Купить, скажем, отдельно гарнир или салат нельзя. Рыба бывает только в виде супа. Продолжать могу до бесконечности... Зато ассортимент плюшек и всяких прочих вредностей достаточно богат.
   Наверное, не открою Америки, если скажу, что, по мнению абсолютно всех специалистов по питанию, есть нужно не торопясь. В том, что быстрое заглатывание пищи ведет ко многим серьезным проблемам, единодушны все диетологи и врачи — а эти люди редко в чем бывают столь единодушными. Теперь давайте оценим, сколько времени есть у учеников на обед.
   В нашей школе только с этого (!) года появились две большие перемены — по 20 минут. До этого (видимо, для удобства исчисления времени звонков) все перемены были одинаковыми — по 15 минут.

Итак, просчитаем, как проходят в среднем эти 20 минут:
  • Звонок с урока. Сбор вещей, итоговые слова учителя, который не может закончить свою речь на полуслове. На это в среднем уходит две минуты.
  • Глубокий выдох, пара фраз с друзьями — еще минута.
  • Переход в столовую. В нашей гимназии (я засекала специально) путь из некоторых кабинетов в столовую занимает три минуты. А если перед едой захочется помыть руки и причесаться — добавляем еще минуту. Итак, семь минут позади.
  • Следующий этап — очередь к окошку раздачи. Она бывает длинной, но нечасто. Однако редко когда на нее уходит меньше двух-трех минут. Время на дорогу с полным подносом к столу и поиск свободного места я учитывать не буду.
  • Таким образом, возможность приступить к поеданию обеда из трех-четырех (если с салатом) блюд наступает только на десятой минуте перемены. Как мы помним, нам надо оставить еще хотя бы две минуты на дорогу в кабинет, где будет проходить следующий урок. Значит, обед нужно съесть за девять минут. И мы укладываемся! Просто заглатываем не жуя.
   Давайте спросим у специалистов, чем такое пищевое поведение (на протяжении 11 лет!) оборачивается для нашего здоровья и фигуры. А заодно спросим у них, как отражается на усвоении пищи волнение — надо быстрее, надо успеть, не опоздать. И, наконец, спросим, можно ли бегать после приема пищи: ведь мы, на самом деле, вылетаем из столовой и мчимся по лестнице на третий этаж, чтобы успеть к началу урока. Думаю, всем понятно, что ответы буду отличаться лишь тем, насколько жесткие слова будут использоваться для описания вреда всего этого для организма. Кстати, можно подключить к разговору и психологов. У них спросим, как такой стресс отражается на усвоении знаний.
   Я часто общаюсь с ровесниками-иностранцами и специально интересовалась у них, как организован обед в школах разных стран. Потом рассказывала им про наши 15-20 минут. Все мои друзья делали круглые глаза, узнав, сколько времени отводится у нас на обед. И говорили: этого не может быть!
   
   Я не спускаюсь на большой перемене в столовую, потому что приношу еду из дома. Так я не только ем более здоровую пищу, но и не сильно тороплюсь. Жаль, что в нашей школе нет микроволновок, в которых можно было бы разогреть домашний обед.
   Не могу не задаться еще одним, последним, вопросом: почему еда в школе при всем этом такая дорогая? И в первую очередь та, что продается отдельно от комплексного обеда. Мне казалось, что школьная столовая не должна быть коммерческой организацией, нацеленной на получение сверхприбыли. Или я ошибаюсь? Мне кажется, что поставщики должны быть счастливы — иметь такой огромный рынок сбыта, как школьные столовые. А если так, тогда скажите, почему полулитровая бутылка негазированной воды (неизвестного бренда) в нашей школе стоит 25 рублей, в то время как в магазине «Ашан» самая дешевая вода стоит меньше 8 рублей. А в диапазоне до 15 рублей представлено более 10 различных наименований, включая рекомендованную для грудных детей воду.
    Школьная столовая, где мы вынуждены обедать на протяжении 11 лет, — это не что иное, как фастфуд. Почему к нему нет таких же претензий, как к остальному фастфуду?
   Почему нам говорят, что если хочешь быть здоровым и стройным, нужно забыть дорогу в Макдоналдс и ему подобные заведения, но никого не трогает тот факт, что обеды в школе — этот тот же фастфуд. И даже более фаст.
   Я не стану долго писать, что в идеале нужно было бы сделать в школьных столовых. И как, на мой взгляд, этого можно было бы достичь. Думаю, есть люди, которые гораздо компетентнее меня в этих вопросах. Скажу о главном. Мне кажется, что школа — это то место, где должны учить принципам правильного питания, и это очень важно для здоровья нации в целом. В школе должны не только рассказывать о правильном питании, но и приучать к нему. Только в этом случае можно ожидать, что во взрослой жизни мы будем смотреть на состав продуктов в супермаркетах, будем здоровыми и, кстати, сэкономим государству кучу денег на здравоохранении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий