четверг, 28 января 2016 г.

Борьба со школьными прогулами: штраф, медаль или путешествие по Миcсисипи?

   Кто из нас не прогуливал занятия? Из моего окружения не знаю никого, кто бы ни прогуливал, хоть один раз в жизни… даже самый лучший учащийся, отличник. Особенно не хочется идти на занятия, когда за окном весна и солнечно, или, наоборот, зимой, когда просыпаешься - а еще ночь, совсем не хочется вставать из теплой постели. Что делать в таких случаях? Конечно, жаловаться маме, что болит горло, что плохо себя чувствуешь, делать вид, что идешь на занятия, а на самом деле отправляться в центр погулять.
   Но стали бы вы прогуливать или уезжать в гости среди учебного года, зная, что подобное грозит штрафом или даже тюрьмой? Наверное, нет. Никогда не думала, что эффективным способом борьбы с прогулами могут стать именно такие меры. Но, как оказалось, могут.
Недавно прочитала в Интернете информационное письмо, сообщающее о том, что в соответствии с законом об образовании Великобритании, посещение детьми школы – это обязанность родителей. И если ребенок пропускает школу – это вина родителя. Конечно, все уважительные причины (болезнь, посещение врача) учитываются. Но, не смотря на это, ребенок должен показать не менее 70% посещаемости школы за год. Все, что меньше – будут разбираться с родителями, а болел ли на самом деле, ведь здесь легко позвонить с утра в офис и сказать: «Дочка/сын сегодня не придет на занятия – болеет». Не нужно никакой справки от врача, их здесь не выдают.
   Наша страна в 2003 году, как и ряд других стран, присоединилась к Болонскому спроцессу, вся система нашего образования перешла на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС). Изменилась сама система преподавания: занятия стали более интенсивными и насыщенными; все больше используются информационные технологии; все больше времени уделяется самостоятельной работе, что позволяет учащимся скоординировать свой учебный график и успеваемость. По-прежнему склонность школьников и студентов всего мира прогуливать занятия – это одна из самых вечных проблем. Анализируя различные источники, становится очевидным, что у многих стран, подписавших Болонское соглашение, прогулы занятий – одна из самых актуальных проблем. Но каждому следующему поколению школьников и студентов делается все сложнее сбежать с занятий – на помощь преподавателям и учителям приходят современные технические средства. 
   Еще в 2003 году в ирландских школах ввели в действие систему SMS-оповещения родителей об отсутствии детей на перекличке. Правда, школьники не очень охотно сообщали номера мобильных телефонов родителей. Все же система получила распространение, ведь в том, чтобы дети посещали занятия, заинтересованы и сами родители. Причем не только из-за того, что понимают значение образования для будущего своих детей. В Великобритании и Ирландии предусмотрено наказание для нерадивых родителей: если их сын или дочь систематически прогуливает уроки, они могут заплатить солидный штраф (от одной до двух с половиной тысяч фунтов стерлингов, то есть от двух до пяти тысяч долларов) или даже попасть в тюрьму на срок до трех месяцев.
   В Германии после перехода на Болонскую систему в университетах было введено обязательное посещение занятий. Теперь студент может прогулять не более двух раз в семестр/триместр. Если студент пропускает больше двух занятий, преподаватель имеет право не допустить его к сдаче экзамена. Даже уважительная причина не всегда помогает. А преподаватели заносят прогульщиков в «черные списки »… Здесь принято считать, что если студент пропустил больше 3 раз, он не сможет нагнать сокурсников. Поэтому преподавателей не волнуют сами причины прогула. Для них важно присутствие на занятиях. Конечно, тем, кто наряду с учебой воспитывает ребенка или работает, особенно трудно. Им бы точно не помешало иметь возможность лишний раз пропустить занятия. В общем, хотели как лучше, а получили дополнительный стресс для и без того уставших от Болонского процесса студентов. И те в свою очередь отвечают пикетами, протестами… И кстати, в результате учащимся кое-где удалось добиться частичной отмены обязательного посещения занятий. Например, в Университете Дуйсбурга-Эссена с 2010 года снова введено право свободного посещения лекций. А решение о необходимости ведения списков присутствующих на семинарах и других практических занятиях доценты отныне принимают самостоятельно. Сторонники обязательного посещения занятий уверяют, что в некоторых случаях списки присутствующих обязательны. Если успеваемость непосредственно зависит от присутствия студента, а это касается семинаров, упражнений и лабораторных работ, то нужно следить за посещаемостью.
   Кроме того, обязательное присутствие необходимо для объективной оценки успеваемости студента. Преподаватель может поставить справедливую оценку только в том случае, если знает, как студент работал в течение семестра и насколько регулярно посещал занятия. Да уж, в эффективности учета посещаемости можно и усомниться: в вузах нередко наблюдаешь такую картину — аудитории заметно пустеют после того, как все учащиеся расписались в списке присутствующих. Студента не обманешь — если лекция действительно скучная, то он найдет возможность прогулять занятие! Да и, может быть, некая свобода, которую дают студентам в Германии, как раз и сдерживает их, в противовес постоянным запретам всего в России, когда хочется сделать хоть что-то, чтобы сломать данную систему…
   Кстати, чтобы облегчить студентам стран, участвующих в Болонском процессе, переход из одного вуза в другой, количество прослушанных часов в вузах стали учитываться по единой системе кредитных пунктов (кредитные единицы — приняты уже в значительной части отечественных вузов).
   А вот согласно правилам поведения в японском вузе сразу оговаривают, что в период обучения студент обязан прилежно учиться, не прогуливать, соблюдать устав учебного заведения и правила внутреннего распорядка, после окончания занятий оставлять свое рабочее место в чистоте, иначе ему грозит отчисление.. В помещении не допускать громких разговоров, курить в специально отведённых местах, не мусорить, мусор разделять на сжигаемый и несжигаемый. Опоздание на 15 минут приравнивают к пропуску одного занятия.
В японском университете Аомори (Aomori University) вообще придумана новая система контроля над посещаемостью лекций. Учащиеся должны использовать свои мобильные телефоны, чтобы отправить администрации университета по электронной почте число, которое преподаватель покажет им в начале урока. После этого администрация случайным образом выбирает 5–10 студентов и отправляет им ответ. Получившие его должны встать и назвать свое имя аудитории. Система достаточно сложна, но она работает. Вероятно, это первый университет, который ввел систему учета посещаемости на основе мобильных телефонов — реально снижается нагрузка на преподавательский состав и повышается успеваемость учащихся.
   Качество британского образования, как известно, базируется на трех китах: современная оснащенность вузов, поспевающие за прогрессом инновационные образовательные технологии и переход от пассивной системы обучения в пользу самостоятельной работы. Последнее требует тщательного отбора потенциальных студентов: двоечники и прогульщики могут просто в два счета погубить веками нажитую репутацию университета. Учебный план студент британского вуза может составить сам или с помощью куратора. Одна из современных тенденций — вытеснение жестких комплексных наборов дисциплин более мелкими модулями, из которых студент составляет программу обучения, подходящую именно ему.
   Никто не заставляет посещать лекции — у всех есть доступ к текущим учебным материалам в Интернете. Многие этим пользуются и проходят лекционные разделы виртуально, но зато часы непосредственного общения с преподавателем используют для обсуждения самых интересных новостей из научных лабораторий. Самая большая доля нагрузки  в обучении британского студента — самостоятельные работы: рефераты, эссе, курсовые, исследования в научных центрах. Удобно, что во многих вузах библиотеки и компьютерные залы открыты 24 часа в сутки.
   В Дании школы нанимают специального сотрудника, который следит за посещением школьниками учебных заведений. В число его обязанностей входит утренний визит в дом прогульщика и беседы с родителями. Кстати, в Грузии уже два года в школах работают приставы, которые следят за посещением и порядком.
   Бразильские школы пошли еще дальше и решили прикреплять к форме учащихся специальные микрочипы. С их помощью можно отследить местонахождение детей. Родители получают СМС, когда их ребёнок переступает порог школы.
   Совсем недавно Кабинет министров Украины дал согласие государственным и негосударственным высшим учебным заведениям брать оплату за пропуски занятий студентами. На что же надеется Министерство образования Украины? Сделать бизнес на студентах-прогульщиках? Или, возможно, введением «таксы» за прогулы, привить учащимся желание к учебе и, тем самым, поднять престиж образование? Это остается загадкой. Но какую тогда цель они преследуют такими нововведениями, как оплата за пользование документами из читальных залов сверх установленных сроков, использование Интернета сверх установленного вузом времени, перевод студента из одного высшего заведения в другое.
К борьбе со злостными нарушителями учебной дисциплины в США пытались подойти по-разному. Например, в Оклахоме, пойманных прогульщиков привлекали к суду и даже приговаривали к домашнему аресту. Родители, в свою очередь, обязаны были заплатить штраф за прогулы своего ребенка. Такой жесткий метод борьбы, несмотря на свою эффективность, был отменен после того, как родители стали жаловаться, что им приходится тратить до 40% семейного бюджета на «школьные» штрафы.
   Совершенно уникальный метод был опробован в школе Флориды. Следить за прогульщиками было доверено специально созданной группе старшеклассников, которые пользовались в школе наибольшим авторитетом. Они имели полное право проводить профилактические беседы с нарушителями, отлавливать прогульщиков на улицах и дома. К сожалению, и этот метод потерпел фиаско, когда выяснилось, что старшеклассники не гнушаются жесткими методами восстановления школьной дисциплины, в частности, угрозами и избиениями.
   Одна из средних школ штата Кентукки назначила солидную стипендию для учеников, имеющих стопроцентный показатель посещаемости. Однако и это не помогло. Несмотря на сократившееся число прогулов, средняя успеваемость упала почти в три раза. Причина – даже сидя на занятиях, ученики предпочитали спать, разговаривать и бездельничать, своим поведением постоянно прерывая и замедляя учебный процесс. Но если мы обратимся к опыту Украины увидим, что и штрафы за прогулы и материальное вознаграждение за посещаемость приводит к низкому качеству образования.
   Наверное, самый оригинальный и действенный метод был изобретен в Вашингтоне. Харизматичный декан Райан Финлэн, один из самых уважаемых и любимых учениками сотрудников школы, пообещал взять самых дисциплинированных подростков в двухнедельное путешествие по реке Миссисипи. Неожиданно для всех посещаемость выросла до 97%, а в путешествие с Финлэном, в конечном счете, отправился аж 171 ученик. Неудивительно, что данный метод борьбы с прогульщиками с треском провалился в других образовательных учреждениях. Как известно, работник, пользующийся таким бешеным авторитетом у школьников, большая редкость.
   В прошлом году неплохих успехов добились школы Канзаса и Айовы, использовавшие в качестве поощрения учеников специальные медали. Примечательно, что каждый подросток, заработавший пять медалей, мог на законном основании пропустить три любых учебных дня в году.
   Именно этот метод, по мнению Национальной ассоциации предотвращения прогулов (National Truancy Prevention Association), признан наиболее эффективным.
   Заметим, что американским школам приходится регулярно сталкиваться с прогулами учеников, по причинам «семейного отпуска». Мамы и папы, желая провести со своими детьми будний день (подчас причинами становятся памятные даты, юбилеи, дни рождения и т. п.), идут на всякого рода ухищрения, чтобы оправдать прогул своего чада.
   Во многих странах серьезным нарушением считаются и утренние опоздания школьников. Согласно правилам, чтобы попасть в класс, подросток должен предъявить охраннику (секретарю) объяснительную записку, подписанную его родителями или опекуном. В противном случае, есть все основания не пускать опоздавшего ученика в здание школы. Три утренних прогула в течение месяца влекут за собой вызов родителей.
   Начиная с 2004 года о прогулах своих детей родители могут узнавать посредством SMS или через специальный школьный сайт, предварительно получив личный пароль доступа от школьной администрации. Такая методика была успешно опробована в штатах Флорида, Вашингтон и Северная Каролина. Однако в связи с финансовыми трудностями далеко не все школы США могут позволить себе такие новшества.
   Во многих школах нашей страны так же уже введена система SMS-оповещения родителей. Используется электронная система проект «Дневник. ру». Родители получают данные для в хода в систему и могут в любое время зайти и узнать об успехах ребенка. Так же родители за дополнительную плату могут подписаться на СМС-рассылку об успехах чада. Больше того, если ученик вышел из здания, сработает специальный чип – и мама с папой мгновенно узнает всю правду о прогулах.
   Приучив учителей и школьников к ведению дневников онлайн, можно будет решительнее внедрять новые форматы обучения, которые будут мотивировать детей не прогуливать занятия.
   Однако диагностика посещаемости и успеваемости различных образовательных учреждений показывает что, не смотря на повышение уровня образовательного, процесса количество прогульщиков по-прежнему не снижается. Таким образом, необходимо, опираясь на опыт других стран разработать единую систему контроля и наказания за пропуски учебных занятий. Для чего должны быть привлечены как педагогический состав, так и родители и учащиеся. Только в этом случае будет возможным решение этой проблемы, которая преследует нас несмотря на все нововведения в системе образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий